«А что это за девушка, и где она живет? А вдруг она не курит, а вдруг она не пьет? А мы такой компанией…» Гм. Я, кажется, увлеклась. Фильм не об Элис, Элис – это моя героиня в «Молоке и мёде».
Итак. Изначально Градивой назвали древнеримский мраморный барельеф из собрания ватиканского музея Кьяромонти, повторяющий неизвестный древнегреческий оригинал периода раннего эллинизма. Изображает молодую женщину, которая шагает, слегка приподняв подол. Название переводится с латыни как «шагающая» (жен. форма от Gradivus, один из эпитетов бога Марса).

Первая повесть про Градиву появилась в 1902 году. Вильгельм Йенсен создал сюжет, ставший популярным у сюрреалистов. Главный герой влюбился в античный барельеф, заказал копию и повесил в спальне. Ему приснилась шагающая на фоне горящего Везувия женщина, и он отправился в Помпеи на её поиски… Повесть считается первой из «литературы снов», начавшейся в Австрии начала 20 века. Её трактовал в своем духе Фрейд и был буквально заинтригован явлением, и даже повесил копию барельефа в своем кабинете. А далее сюрреалисты объявили Градиву своей музой.
Сальвадор Дали написан цикл полотен своей Музы – Галы, ассоциируя её с Градивой.

Шагающее сквозь стены сновидение вдохновило не только художников и литераторов, но и кинорежиссёров.
Ален Роб-Грийе обращался к «Градиве» Йенсена во многих произведениях с флёром сюрреализма, включая сценарий «Прошлым летом в Мариенбаде» (1961, в манере венской литературы сновидений), фильмы «Прекрасная пленница» (1983, вдохновлён полотнами сюрреалиста Магритта) и «Вам звонит Градива» (2006, последняя работа Роб-Грийе в кино). Джорджо Альбертацци, сыгравший одну из главных ролей в «Мариенбаде», в 1970 г. снял по повести Йенсена одноимённый фильм с Лаурой Антонелли в главной роли (фильм я еще не смотрела).

Итак, Ален Роб-Грийе.
«Прошлым летом в Мариенбаде» - 1961 г.
«Бессмертная» 1962 г.
«Эдем и после него» 1982 г.
«Прекрасная пленница» - 1983 г.
Это все будет смотреться позднее. А пока шагнем далеко вперед…
«Вам звонит Градива» - 2006 г. Фильм остался непонятым и не оцененным критиками.
Почему «звонит» - остается загадкой, там никто никому не звонит, но таков перевод...
Этот фильм режиссёра я увидела первым по совету френда, когда в посте об эротике задала прямой вопрос – любите ли вы эротику, смотрите ли?
Я прочла много интерпретаций и рецензий, но озвучу свою собственную, которая мне ближе. Возможно, она покажется чисто женской и недостаточно глубокой. Плевать. Единственное понравившееся определение – «эротический кошмар».

Фильм франко-бельгийский. Герой изучает творчество Эжена Делакруа. И наталкивается на редчайшие эротические рисунки Делакруа, загадочные Алжирские наброски. Мне показалось, что здесь больше от мистического триллера, чем эротики. Фильм шоковый и в отдельных эпизодах неприятный – какая там к черту эротика, если восток, рабство, насилие, избиение, кровь, «секир-башка»?? Для садистов? Но, может, это чисто моё восприятие?
Кто-то любит остренько-солененько-перченое. Кровь и насилие. Кому-то скучно и пресно обыденное действо.

Мне не по себе от этого БДСМ. Как и герою, которым манипулирует чародейка Градива с другой ветки мультиверса, прописывающая судьбу и непосредственно участвующая в сновидениях… Но возможно, герою подсовывают то, к чему он подсознательно стремится?

Так вот автор творит свой мир, описывает его и этим создает очередную ветку. И вот мир-ветка уже имеет место быть, и автор обживает его и населяет по своей прихоти, подчиняя героев, вписывая себя в неё и вовлекая в странный круг окружающих. Да, именно так и поступают творцы. Некоторые называют себя «актёрами сновидений». Как известно, сны зачастую являются эпизодами с других веток мультиверса, в них заплутать нетрудно…


И наш герой, похоже, совершенно запутался в мультиверсе. Он гоняется за фантомом по разным реальностям. Ищет эту прекрасную белую рабыню, давно казненную. И не может отличить сон от реальности. Или не хочет? И в погоне за ускользающей теряет в реале настоящую. Ту, что пыталась вклиниться в его сновидения, пыталась предупредить о яде, который в него внедрили, яде обмана, иллюзии. И в конечном итоге не смогла без него жить… хотя и была всего лишь сексуальной рабыней…

Это последний фильм режиссёра, и он остаётся загадкой. Которую уже не разгадать – режиссёр ушёл в неопознанный мир…
Фильм потрясающе, гипнотически красивый, загадочный, затягивающий. Если интересны другие версии и другие впечатления, в том числе иронические и разгромные, – можно прочесть их на Кинопоиске.
Интересно, все фильмы Роб-Грийе мистические и завораживающие? Скоро проверим…