lesnyanka (lesnyanka) wrote,
lesnyanka
lesnyanka

Categories:

Выставка детской одежды в Историческом, часть 2

Но можно ли сказать, что дети опять стали «маленькими взрослыми», как в 18 в.? Конечно, нет.

Визуальную дистанцию между ребенком и взрослым полностью убрать невозможно, хотя понимание красоты и практичности детской одежды в то время все еще находилось в сфере взрослой моды. На протяжении всего XIX в. дети были вынуждены решать непростые для себя вопросы. Вопрос: «Я ребенок или взрослый?» - уже нашел свое разрешение. У девочек это обозначалось длиной платьев - они всегда были короче, чем у взрослой дамы. А в одежде мальчиков подчеркиванию возраста отводилась еще большая роль. Например, мужчины не носили легкие длинные блузы с полотняными брюками, представленные на выставке. В России покрой подобных блуз был перенят с народных рубашек-косовороток, которые шили для своих питомцев
кормилицы и крепостные няньки.
А вот брючки - «панталончики», менявшие в зависимости от моды свою длину, носили в то время и девочки. Что тоже воспринималось знаком детства. Но ставило перед детьми еще и вопрос: «Я мальчик или девочка?». Посмотрите на листы из журналов мод, на блузы, декорированные по последней парижской моде того времени. Определить; какие из костюмчиков предназначены маленьким мальчикам, а какие - девочкам, можно с трудом. А перед девочками стоял еще один вопрос, возникающий, когда ради слепого следования моде полностью забывалось о потребностях детского организма: «Я должна быть модницей, как маменька?». В красивые модные лифы девочек вставлялись жесткие пластины китового уса. Затягивались лифы шнурками на спине, чтобы уже с детства формировать тонкую талию.

Обратим внимание на одну интересную особенность в истории моды. Где-то с середины XIX в. в женском костюме стали находить отражение фантазии на темы/ напрямую с одеждой не связанные. Например, в крой и декор костюма включалось множество исторических или народных орнаментов и деталей, передающих впечатления о литературных персонажах и даже о современных политических событиях. Мода постепенно становилась творчеством, искусством. При этом полет фантазии во взрослой женской моде всегда останавливался на границе, установленной общественным мнением. И вот тут- то был «открыт» детский костюм - как уникальная возможность реализовать в нем представления об идеальном облике модного современника.
Взгляните на платья девочек! Помимо повторения взрослого силуэта, соответствующего эпохе (кринолин или турнюр), вы видите удивительное разнообразие в отделке и деталях — они гораздо ярче и необычнее, чем в костюме маменек. Туг и узорные бантики и оборочки, как в XVIII в., и платьице-кафтанчик, как в XVII в., и буфы рукавов, как в начале XIX в., и даже костюм девочки-морячка. А мальчиков визуально объединил другой стиль одежды: русская рубашка с шароварами.
Оказалось, на тот момент именно такой костюм сочетал в себе и удобство в носке, и привлекательность, соответствуя моде на народное искусство. Более того, детская русская рубашка с шароварами во второй половине XIX в. была признана европейской модой одним из самых удачных, практически универсальных вариантов костюма для мальчиков. Кстати, движение к модному и при этом удобному костюму можно отметить и в одежде для девочек: представленные в экспозиции платьица не разделены на лиф и юбку. Это так называемый покрой «принцесса», появившийся изначально именно в детском костюме и ставший первой ласточкой грядущих значительных перемен в моде для детей.

IMG_9173.JPG

IMG_9174.JPG

IMG_9175.JPG

IMG_9176.JPG

IMG_9178.JPG

IMG_9179.JPG

IMG_9180.JPG

IMG_9181.JPG

IMG_9182.JPG

IMG_9183.JPG

IMG_9184.JPG

IMG_9185.JPG

IMG_9186.JPG

IMG_9187.JPG
IMG_9190.JPG

Ш Туфли детские I Франция, 1910 гг. ' тёмно-коричневая кожа с застёжкой на перемычку с пуговкой, отделка розеткой из шёлковой ленточки, на плоской подошве оттиск клейма «F. Pinet»
Я Платье для девочки (с кушаком) Я Париж (?), 1900-1910 гг. ш белый батист, отделка широкими белыми прошивками, собрано на резинке ниже талии, подкладочный «чехол» в виде лифика и юбочки из белого батиста с отделкой машинным кружевом; кушак-лента из жёлтого атласа с клеймом «И. Бузонъ. г. Клинъ»


IMG_9191.JPG

IMG_9194.JPG

IMG_9195.JPG

IMG_9196.JPG

IMG_9198.JPG

С началом нового столетия в обществе стали совсем иначе понимать феномен детства. Уже не ограничивались простым признанием его отличия от взрослости и важности для формирования полноценной личности. Детство перестало быть «чистым листом» - оно стало целым миром, особой цивилизацией со своими законами развития, своими потребностями и собственным пониманием красоты, не зависящими от мира взрослых. Взрослый теперь как будто признавался ребенку: «Ты - это мир твоего детства!». Теперь детский костюм стали соотносить с реальным маленьким человеком. Более того, в детской одежде стали отказываться даже от намеков на взрослую моду.
На первый план вышли удобство и приспособленность для детского организма, иногда даже в ущерб внешней привлекательности, но чаще в разумном сочетании с ней. Произошел своеобразный «естественный отбор», оставивший в детском обиходе только самые рациональные типы одежды. Прежде всего, в глаза бросается обилие белого цвета, хлопчатобумажных тканей, и при этом можно отметить некоторое однообразие кроя и простоту отделок. Именно белый цвет и хлопчатобумажное полотно считались наиболее гигиеничными - на них сразу было видно загрязнение, вещь быстро менялась и легко стиралась. У девочек к этому времени основными стали два вида платья: свободное широкое на кокетке и с низкой талией и напуском на бедрах.
Широкую популярность приобрело в этот период заимствование элементов детской одежды взрослыми. На рубеже XIX - XX вв. девочки на дачах ходили в русских или малороссийских блузах с передниками или в сарафанах, а чуть позже, на волне увлечения «народным стилем», такой же костюм стал популярным у взрослых дам (особенно среди художниц, артисток, писательниц). Еще пример: в 1910-е гг. в дамском костюме появились платья, напоминавшие моду начала XIX в. К этому моменту уже два десятилетия девочки носили подобные платьица с высокой талией наравне с платьями иного кроя. В 1890-е гг. это была одна из первых попыток привнести в одежду девочек более удобные формы, вернувшись к первым в истории детским платьям рубежа XVIII-XIX вв.

IMG_9199.JPG


IMG_9200.JPG

IMG_9201.JPG

Коробка для завтрака детская Россия 1900 гг: жесть, штамп, покраска, на полотняном ремне.
Ботинки для мальчика, Россия, конец 19 – начало 20 вв. Черная кожа, верх из коричневого сукна, шнуровка на крючки, низкий каблук.

IMG_9202.JPG

IMG_9204.JPG

IMG_9206.JPG

IMG_9207.JPG

IMG_9211.JPG

IMG_9212.JPG

IMG_9213.JPG

У мальчиков помимо русской рубашки вторым по популярности и таким же универсальным костюмом стала в начале XX столетия матроска. Как таковой детский матросский костюм возник еще в середине XIX в. в Англии, но пика своего развития в плане разнообразия форм и массовости в быту матроска достигла к рубежу XIX - XX вв. Ее носили и с длинными брюками, и с короткими штанишками. Как отмечалось выше, у мальчиков за внешним обозначением возраста служила длина брюк (как у девочек - длина платья). Вопрос: «Я просто расту или становлюсь другим?» - мог влиять на поведение ребенка, поскольку получалось, что каждая последующая возрастная ступень зрительно
полностью отрицала предыдущую. Маленький мальчик до 3-4, а иногда и до 7 лет носил платье или юбку, затем - короткие штанишки (кникербокер), вошедшие в обиход с конца 1860-х гг., а с 10-12 лет - длинные брюки.
Можно сказать, что вначале XX в. белое платье с кокеткой или напуском для девочки и «русская» рубашка или матроска для мальчика стали своеобразной детской униформой, знаком современного массового вкуса. А заботам о потребностях детства отвечало появление удобных костюмов для игр и прогулок. Зимой в России мальчики носили суконную шинель с башлыком (кроме того что шинели являлись обязательной частью формы учебных заведений, удобными они были и в быту). Иногда у мальчиков в гардеробе появлялась экзотическая черкеска. Когда после 1909 г. были опубликованы фотографии наследника Алексея Николаевича в форме личного императорского конвоя, состоявшего из горцев, черкеска на некоторое время вошла в детскую моду.

IMG_9220.JPG

Костюм для детей уже не должен был демонстрировать общественный статус, «модность» или «идеальный образ идеального ребенка». Постепенно сами взрослые в домашней и дачной одежде или костюмах для занятий спортом начинали внешне походить на детей, поскольку приспосабливали для своих нужд наиболее функциональные вещи - ими оказались детские «русские» рубашки, свободные блузы с кокеткой, укороченные юбки и бриджи. Другими словами, наблюдалось интересное обратное движение: не взрослые «подтягивали», как раньше, детский облик к своему, а наоборот. И подобная тенденция, когда взрослые использовали не просто детали детской одежды, а типы детского костюма, целиком стала одним из направлений моды начала XX в. В результате к 1920-м гг. облик взрослой женщины значительно изменился - детский костюм стал одним из источников вдохновения и одним из самостоятельных элементов современного ему модного творчества.


IMG_9216.JPG

IMG_9217.JPG

IMG_9218.JPG

IMG_9219.JPG


Кукла-младенец в колыбели Россия (?), начало XIX в.
кукла - воск, розовый ситец, отделка розовыми атласными лентами и белым кружевом, клетчатый бело-голубой шёлк с набивкой ватой; колыбель - крашеное дерево с днищем из зелёной х/б ткани и боковыми вставками из стекла с аппликацией из золотой фольги

IMG_9242.JPG

IMG_9243.JPG

IMG_9254.JPG

Платье для маленькой девочки Москва, 1915 г.
розовый в белую полоску ситец с набивным цветочным рисунком в виде каймы по подолу. Пришиты бумажные этикетки с карандашными надписями цены на ткань

IMG_9245.JPG

Медведь игрушечный Германия, фабрика М. Штифф; 1914 г. с подвижными частями тела;
из длинноворсового плюша песочного цвета и рыжего сукна, глаза из полупрозрачного стекла; набивка опилками;
на шее бантик из оранжевой шёлковой ленточки. Свинцовая пломба (на ухе) с клеймом «STEIFF»
Кукла-«казачок»
Франция, 1893-1896 гг.
туловище из раскрашенного фарфора,
волосы из жёлтой пакли;
одежда из лоскутков цветного сатина, бархата, сафьяна, каракуля, марли и золотных мишурных нитей
СолдатикиРоссия, Московская губерния, фабрика Талаева. 1914-1915 гг. жесть, штамп
Пушка игрушечная
Россия, Московская губерния, фабрика Талаева. 1910 г. жесть, штамп

IMG_9247.JPG

Комбине детское Россия, начало XX в.
белое х/б полотно с отделкой белыми х/б прошивши
IMG_9248.JPG
Кофта ночная детская Россия, середина XIX в.
белый батист, отделка батистовыми прошивши, с рукавом-«пагода»

IMG_9249.JPG
IMG_9252.JPG
Кофточка нижняя детская
Россия (?), конец XIX - начало XX вв.
белый батист с декоративными застроченными складочками;
воротник-стойка, длинные рукава с манжетами на двух
пуговках, отделка белыми прошивками
лиф нижний детский
белое х/б полотно с перламутровыми пуговицами
Корсет детский
Россия (?), начало XX в.
светло-коричневая х/б ткань
с отделкой белым х/б кружевом и х/б тесьмой;
в швах пластины китового уса, застёжка на спине
на три медные кнопки, шнуровка спереди
Чулки детские
Россия, конец XIX в.
узорная вязка из белых х/б нитей

Чулки детские
Россия, конец XIX в.
узорная вязка из белых х/б нитей
Чулки детские Россия, начало XX в. белый х/б трикотаж
Панталоны детские Россия, начало 1900 гг.
белое х/б полотно, отделка белыми зубчатыми х/б прошивками, передняя часть пристёгивается к кушаку бельевыми пуговицами.
Матерчатая бирка «М. Поповъ Москва Кузнецкий пер. №4»

Трусики «drawers» для мальчика Россия, 1900-1910 гг.
машинный х/б трикотаж цвета «экрю» с вязкой «в резинку», кушак обшит фигурной вставкой из бежевого сатина; сзади разрез на поясе стягивается на две сатиновые шлейки с застёжкой на две перламутровые пуговки, спереди длинный разрез с застёжкой на одну перламутровую пуговицу.

IMG_9255.JPG

IMG_9256.JPG

IMG_9257.JPG

IMG_9261.JPG

IMG_9262.JPG

На выставке можно увидеть и белье, которое дети носили под платьем. Большинство этих экспонатов свидетельствует о том, как сложно было одеться ребенку самому. На одной из кукол показано, как одевалась девочка в конце XIX в.: сперва - длинная сорочка, потом «лифчик», нижний край которого служил для пристегивания резинок с петельками, к которым, в свою очередь, пристегивались чулки. Поверх сорочки и лифчика старшие девочки надевали и шнуровали жесткий корсет, затем - еще один матерчатый лифик, снизу - короткие панталончики, в которые заправлялась сорочка, а поверх них - нижняя юбочка. И все это на тесемках, пуговках, кнопках и крючках. В середине XIX в. девочки, как и взрослые дамы, носили сооружение с гибкими обручами из китового уса или конского волоса кринолин, для придания модного большого объема юбке. И только поверх всего этого надевалось платье, которое также могло иметь жесткий лиф «на костях». Даже простое утреннее детское платье-капот повторяло костюм маменьки и скрывало неудобное в использовании многослойное нижнее белье.

IMG_9228.JPG

IMG_9229.JPG

IMG_9230.JPG


Однако со временем вслед за костюмом упростилось и детское белье. Со сменой модного силуэта ушли в прошлое кринолины и лифы с «косточками», потом медики изгнали из обихода детские корсеты. Остались полотняные лифчики, но как чисто техническая деталь, служившая для крепления чулок. А от многочисленных предметов белья стали переходить к более близким к нашему быту коротким рубашкам и трусикам на пуговках. Стали использовать комбине, где все детали были на пуговках, но при необходимости все легко отстегивалось и было удобно в повседневной носке. Именно такое «упрощенное» белье стало одним из первых видов готовой продукции, изготовлявшейся не для конкретного ребенка, а на продажу. В начале XX в. эти вещи уже можно было купить в магазине. Зарождавшееся на рубеже XIX - XX вв. производство недорогой готовой одежды получило название «конфекцион».
Главной задачей конфекционных предприятий стал выпуск не требующих больших затрат, простых и вместе с тем пользующихся спросом вещей. А как раз этим целям полностью отвечало изготовление детской одежды. То есть принципы конфекциона совпали по времени с общественными требованиями к удобству и практичности детского костюма. А красоту детской одежде придавали с помощью отделок. В основном это были кружевные и батистовые прошивки. Их тоже стали изготавливать и продавать отдельно в качестве своеобразных полуфабрикатов для домашнего шитья, переделки и обновления детской одежды. Некоторые из представленных на выставке образцов детской готовой одежды имеют марки конфекционных магазинов. А вот если бы на них подобные бирки отсутствовали, то определить по качеству и техническим особенностям, домашнее ли это
шитье из полуфабрикатов, изготовление на заказ в дорогом ателье или конфекционная готовая вещь, было бы уже невозможно. Таким образом, именно при производстве детского костюма впервые стали создавать типовые вещи, положив начало современной массовой моде.
Даже одежда для кукол отразила эту картину. Ведь в результате повышенного внимания ко всем проявлениям культуры детства изменился и облик кукольного мира. В частности, традиционных «модных дам» постепенно стали вытеснять куклы-младенцы и куклы-дети, одетые в те же платьица и костюмчики, что и их маленькие хозяйки. Теперь в кукольном приданом могла отыскаться и «русская» блуза с передничком, и длинное платье с высокой талией, и платье с напуском, ну и, конечно, солидные наряды для куклы-мамы.

IMG_9223.JPG

IMG_9263.JPG

IMG_9264.JPG

IMG_9265.JPG

IMG_9266.JPG

IMG_9284.JPG

IMG_9285.JPG

IMG_9286.JPG

IMG_9287.JPG

Ну, и конечно, нельзя было избежать неизбежного: запечатлеться на «старинной фотографии».

IMG_9232.JPG

IMG_9227.JPG

IMG_9224.JPG

IMG_9225.JPG

IMG_9226.JPG

Современность и старина…

IMG_9235.JPG

IMG_9239.JPG
Tags: Исторический музей, Москва, выставка, выставка детской одежды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments