lesnyanka (lesnyanka) wrote,
lesnyanka
lesnyanka

Categories:

Январь, "Гараж", Кейдж

Задать ли вопрос, если он не в словах, а в звуках?
Если слова – это звуки, музыкальные ли это звуки или только шумы?
Если звуки – это шумы, но не слова, имеют ли они значение?
Музыкальны ли они?
Например, есть два звука и два человека и один из каждой пары прекрасен, происходит ли между всеми четырьмя какое-либо общение?
И если есть правила, кто их придумал, спрашиваю я?
Джон Кейдж, «Композиция как процесс», 1958

John_Cage.jpg

http://garageccc.com/ru/event/606

Поскольку мне нужно было вывести «в свет» внука, то концерт отпадал, к сожалению… И вот мы выбрались. Сначала ходили по книжному базарчику. Там все издательства «Clever», много на инглише, и познавательно-научных. В том числе умные научные игрушки, с приколами, того же издательства, Мишка от них не отходил, да не только он, другие мальчишки тоже. Например, прибор как планшет с двумя ручками: вертишь – и на экране появляются разные лини, можно рисовать. Но все нам не по карману, хотя хотелось что-нибудь. Например, коробочка, внутри которой металлические иглы. Снизу, со дна, что-то прикладываешь, иглы поднимаются и обрисовывают предмет, например, руку.

IMG_2277.JPG

Итак.
32 ВОПРОСА ОТ КЕЙДЖА.
Тридцати двух вопросов я не насчитала, увы. Вот всё, что я насчитала. Эти вопросы были написаны по стенам. И все, как мне показалось, исключительно риторические.

«Что более музыкально? Грузовик, проезжающий мимо фабрики, или грузовик, проезжающий мимо музыкальной школы?
Люди, находящиеся внутри школы, музыкальны, а вне школы – немузыкальны?
Люди – это не звуки, не так ли?
Есть ли такая вещь, как тишина?
Звуки - это только звуки или это Бетховен?
Сколько всего звуков? Десять тысяч? Миллион?»

Вошли внутрь. Сразу получили по «уйди-уйди», дуделку с «языком». Начали осмотр. Вначале ничего особенного. Но я всегда иду с настроением.

IMG_2281.JPG

(Эта «занавеска» звучащая, она из трубочек, в которых вода с пузырьками гуляет туда-сюда, но за прочим грохотом её не слышно).

IMG_2279.JPG

Мишке было интересно, лучше всех, может быть. Потому что там был огорожен уголок, где поставлены столбики с крепящимися канатами (типа того, с виду), по ним ходили все кому не лень, ходили, приплясывая, особенно детей водили, Ксю тоже Мишку водила по кругу, и он готов был ходить и ходить, припрыгивая. При этих хождениях и припрыгиваниях, а также при соскакивании на пол, возникала музыка, причем ритмичная и приятная, я даже приплясывала. Говорю Мишке: ну, ты на дискотеке побывал!

IMG_2298.JPG

(Я многое записывала на видео, на видео это неплохо получилось).
Я все рвалась за стол с «рукоделием», но он был занят. Там лежали наушники, стопки нарисованный портретов музыкантов, горы великолепных глянцевых журналов с путешествиями, которые сами по себе были хороши, и которые ужасно жалко было резать. К моему водружению за столом все журналы уже были изрядно покоцаны.
«Где рождается музыка? Как она получает форму? Как её можно уловить?
Композиторы могут поймать музыкальный импульс и придумать для него форму, чтобы потом передать её слушателям в виде музыкального произведения. Каждая работа композитора – часть его души, личности.
Давайте попробуем услышать в музыке особенный для каждого автора характер, его индивидуальность, то, каким вы его представляете, когда слышите произведение.
Перед вами портреты композиторов, выполненные в условном контуре. Прослушав музыкальные отрывки, вы сможете не только составить свое впечатление от произведения, но и изобразить его, дополнив портрет музыканта в произвольной манере, и используя для этого метод коллажа, дорисовки и раскрашивания».

IMG_2289.JPG

IMG_2290.JPG

IMG_2291.JPG

IMG_2286.JPG

IMG_2285.JPG

IMG_2292.JPG

IMG_2293.JPG

С моего конца оказалась стопка с портретами Боуи. И я наслушалась его хитов в наушниках. К сожалению, я его слишком хорошо знаю, слишком часто слушала и хорошо помню клипы. Так что моё ассоциативное творчество больше включало знаний, чем спонтанности.
Я увешала его часами – в знак, что он всегда держал руку на пульсе времени, опережал его, и как некий фантастический символ. Приделала один рог (из освещенной горной вершины), посередине шевелюры типа маленькой короны из щетинок и глаз паука, голову пометила двумя цветами: одна рыжая, там еще райских птиц навешала маленьких, другая голубая, как свет звезды, и наверху вырезанная звездой водно-небесная стихия с человечком с воздетыми руками – как символ стихии и космоса. Я сфотала своё творение и повесила на стену. Конечно, мне мое творение не понравилось, несмотря на мое зазнайство, были работы куда более цельные и потрясающие. Но занятие увлекательное, можно просидеть все три часа.

IMG_2330.JPG

Что конструировали тут из газет – я так и не поняла…

IMG_2294.JPG

Когда я решила покинуть стол – мне показалось, что я уже очень долго сижу там, - появились Ксю с Мишкой и с самоделками в руках – оказалось, они тоже сидели за столом за стенкой и мастерили из подручных средств муз.инструмент – клейкая бумага, обычная бумага, поролон, всякие крышечки, части пластиковых бутылок, соломинки, резиновые перчатки…

IMG_2319.JPG

IMG_2341.JPG

Там стена увешана этими «произведениями» - настоящими инструментами из подручных, ну очень подручных средств!

IMG_2321.JPG

IMG_2320.JPG

IMG_2323.JPG

IMG_2324.JPG

IMG_2325.JPG

IMG_2322.JPG

IMG_2326.JPG

А вся «моя» стена – увешана импрессионистическими «портретами». Потрясающий Боуи у некоторых получился!

IMG_2288.JPG

IMG_2287.JPG

IMG_2335.JPG

IMG_2336.JPG

IMG_2338.JPG

Туда я повесила своего Боуи, сфоталась на память, и прихватила «чистый» рисунок», который, конечно, в дороге изжамкался.

IMG_2337.JPG

IMG_2332.JPG

Это был для меня самый вдохновляющий и увлекательный момент выставки! Впрочем, каждому своё: Мишка без устали ходил по канатам, ведомый мамой, а мы и радовались, что ему не скучно. Правда, мы прозевали самое выдающееся: воспроизведение на первом этаже шедевра Кейджа, где льют воду из лейки на букет роз, стоящий в ванной, в которой плавает резиновая уточка, и… всякие другие бытовые звуки.

«В январе 1960 года, уже получив статус новатора среди прогрессивной музыкальной публики, Кейдж отважился представить в эфире одной из самых популярных телепередач Америки «У меня есть секрет» своё понимание музыки, сыграв произведение с помощью 34 предметов: рояля, ванны с водой, роз в вазе, сифона и др.
Кейдж дал такое объяснение своим действиям: «Я совершенно серьезно считаю, что музыка – это звукоизвлечение. И так как в произведении, которое вы услышите, я произвожу звуки, то я назову его музыкой».

IMG_2283.JPG

По прошествии более полувека исследователи так и не договорились, приняла ли аудитория Кейджа всерьез, или посчитала эту пьесу, получившую название «Водная прогулка», шуткой. Тем не менее, этот акт демонстрации авангардной идеи столь широкой аудитории вошел в историю своей смелостью. Следую партитуре и комментариям Кейджа, музей Гараж собрал состав «Водной прогулки» 2014-го года. Аудиозапись и партитура произведения предоставлены C.F. Peters Musikverlag».

IMG_2282.JPG

То, что было внизу, на «постаменте», а именно – стеб Кейджа с ванной, резиновой уточкой, букетом роз и т.д., - это представление мы пропустили, т.к. были наверху. Хотя оно стоило запечатления. Еще был маленький телевизор, где показывали ту самую телепрограмму, где молодой веселый Кейдж показывал свой стеб с ванной.

Думала, все, но оказалось – надо спуститься вниз с другого конца. Там на стойках простые с виду инсталляции, круглые, которые лежат на настоящих старых пластинках, и их запускают, и они крутятся, причем их атакует резко мигающий свет, как в дискотеке, и создается впечатление причудливого движения на крутящихся дисках: змеи извиваются, чертики пляшут, шарики меняют форму, ручки и соломинки превращаются в барабашек, и в том же духе.

IMG_2356.JPG

IMG_2355.JPG

IMG_2362.JPG

IMG_2354.JPG

IMG_2371.JPG

IMG_2372.JPG

Сняла все эти инсталляции для примера – на самом деле, все можно соорудить самим, и положить на пластинку, а пластинку поставить на патефон или проигрыватель, запустить, включить мигалку… и началась мистерия.

IMG_2364.JPG

IMG_2366.JPG

IMG_2368.JPG

IMG_2369.JPG

IMG_2370.JPG

IMG_2374.JPG

IMG_2375.JPG

Внизу – два очень занятных зала. Инсталляция со струнами – надо ходить между ними, держась определённым образом, и возникала очень красивая струнная музыка.
«VTOL – медиа-художник Дмитрий Морозов.
Воплощает свои идеи через технологические жанры в искусстве. Робототехнику, звуковые и видеоинсталляции, научное искусство. Адепт эстетики ошибок. В данной инсталляции автор следует за современным представлением о красоте, требующим максимальной опосредованности действия, чудесности элементарного жеста, и создает робо-оркестр из 13 персонажей, позволяющий зрителю, всего лишь проведя пальцами, оказаться сразу в трех амплуа: композитора, дирижера и слушателя».
Запустила в круг творить музыку Ксюшу и Мишку, сама наблюдала со стороны, слушала и пыталась сфотографировать и снять на видео. Созданная общими усилиями музыка получилась красивая...

IMG_2350.JPG

И рядом пространство – целый ряд прессов.
«Интерактивная инсталляция.
Основная идея проекта – предложить посетителям выставки разрушить любой предмет, который у них может оказаться с собой, для того, чтобы трансформировать его в уникальное звуковое произведение. Инсталляция представляет собой 5 гидравлических прессов, способных разрушить практически любой предмет (мобильный телефон, очки, наушники и т.д.). В процессе разрушения специальный микрофон записывает звук деформации предмета, а компьютерный алгоритм в течение всего нескольких минут преобразует короткую запись в звуковое сочинение длительностью в 40 минут, которое полностью создано из записанного фрагмента.
Проект призван провоцировать посетителей на спонтанное избавление от материальных предметов ради создания своего собственного произведения искусства. Тем самым происходит декодирование предмета массового потребления в индивидуальное произведение через лишение, избавление и разрушение. При этом звук как главное медиа выбран сознательно, т.к. звуковое искусство можно условно считать наименее материальным и наиболее абстрактным из всех жанров в искусстве.
В то же время нарочитая технологическая эстетика – это ироничная попытка уподобить создание произведения искусства технологическому процессу, но результат, в отличие от промышленного производства, демонстрирует обратное явление: каждое произведение уникально и неповторимо.
Кроме того, во многом этот проект – это работа с кодом и программированием в контексте генеративного искусства, способного расширить инструментарий искусства.
В конце процесса звуковое произведение автоматически записывается на компакт-диск и отдается участнику, завершая процесс обмена.
Музыка на этом диске – результат разрушения».

IMG_2346.JPG

IMG_2351.JPG

Под пресс кладется любая вещь, и ты сама работаешь ручкой, сжимая его, чтобы разрушить, спрессовать вещь. Потом этот звук разрушения, преобразованный в другую звуковую волну, записывают на диск и дарят тебе. Одна женщина не нашла ничего другого, как достать из блистера таблетку. Я заранее захватила старую замызганную машинку с собакой. Она оказалась велика и слишком объёмна, не говоря уже о форме. Так что девушка положила её под маленький пресс одной стороной и придерживала рядом специальную «чашку», чтобы осколки не летели. Собака отделилась, машина развалилась, я останки забрала, чтобы выбросить. Мишка был в ступоре, и весь день удивлялся: зачем это – машинку в звук? Как это – машинку в звук??
Это я тружусь, дочь фоткнула со спины – иначе не получалось.

IMG_2352.JPG

Там же стена с бумажками. «Если бы вам нужно было перечислить десять произведений, которые вы взяли бы с собой на Северный полюс, что бы вы назвали?»
Ксюша посчитала, что «всего 10 произведений» - это издевательство, слишком мало! Судя по запискам, многие с ней были солидарны: на записках были не названия конкретных произведений, а имена конкретных музыкантов, групп и композиторов. Я поспешно нацарапала 4 имени: «Хор Трубецкого», «Квин», «Мьюз» и «НАУ» - то, что никогда не надоедает, если, конечно, иметь абсолютно все ими исполненное!

IMG_2344.JPG

Все это требует обдумывания, на самом деле, получилось поспешно.

«Мастерская звуковых скульптур «Баше» при университете Барселоны, звуковая скульптура «Постбаше Андрей-фон» 2014.
Интерактивная инсталляция позволяет каждому тактильно познакомиться с механизмом рождения звука. Ведущий лаборатории звуковых скульптур братьев Баше, французских скульптора и инженера, создает свою уникальную версию стеклянного органа Баше, изобретенную ими в 1950-х. Франсуа (1924-2014) и Бернар Баше (1917) известны как первопроходцы в области звуковой скульптуры. Своими экспериментами они стремились сблизить искусство и науку, и тем самым сформулировать социальную, междисциплинарную роль звуковых скульптур. Как и полвека назад, чтобы сыграть на баше и насладиться его свободным мощным звуком, не нужно специальных навыков, а достаточно просто провести смоченными в воде руками по стеклянным элементам инструмента – он работает безо всякого электричества, лишь опираясь на законы физики звука.
Мастерская звуковых скульптур «Баше» при университете Барселоны, будучи частью исследовательской группы («Барселона, исследования, искусство, творчество»), сотрудничает с институциями по всему миру, такими, например, как университеты Японии, Мексики, с целью воссоздания исторических шедевров Баше, создания международной сети художников, музыкантов, исследователей, преподавателей, интересующихся подходом братьев Баше к акустике и вовлечению в творчество. Данный Постбаше назван Андрей-фоном в честь московского ассистента испанской команды, помогавшего собрать скульптуру».
Сложнее всего оказалось подобраться именно к этой скульптуре. Там всегда было занято. Одна девушка простояла за звукоизвлечением, наверное, час, зачарованная звуком. Ксюше пришлось долго ждать, но она так и не дождалась.

IMG_2300.JPG

Некоторые инсталляции мне показались уже несколько «раздолбанными». Например, на самом входе огромный металлический шар.

IMG_2306.JPG

Надо было нажать кнопку и сказать что-то в дырочку. Потом покатать шар – и он повторял твои слова. Причем оказалось, что он запоминает все, так что я своё нежное воркование на тему «прелестный шарик» в какофонии фраз и не расслышала толком. Короче, там все было для трогания и извлечения разнообразных звуков, которые в концепции Кейджа и есть музыка (точно так же как в концепции Малевича «Чёрный квадрат» - это живопись, не зря их сравнивают).

IMG_2302.JPG

IMG_2303.JPG

На выходе нам дали заполнить анкету, заполняла я. И очень хочу еще раз в Гараж!!!
Оделись. Мишка, конечно, тянулся магнитом к умным игрушкам, клянчил, и я его понимаю, самой хотелось… Вышли, мама оглянулась и помчалась прочь, а мы решила пройти к горке. Это оказалась рекламная акция Рафаэлло, все такое белое, и огромная горка. Надо взять бесплатные купоны, причем подписать их. Статистику они собирают, что ли, или лотерею разыгрывают? «Все на сайте, всё на сайте смотрите завтра!» Мы взяли купоны, удалось дождаться свободной ватрушки, пошли наверх – мне уже стало стрёмно, лестница крутая. Наверху горка с трамплином такая страшная, что я завопила «Ой-ёй-ёй, не поеду, боюсь!» И попросила служителя съехать с Мишкой (ему одному не положено по возрасту). Съехал он со служителем, а я сковыляла вниз по лестнице. Народу полно. Но очень холодно, и мы побежали к метро.
Слушали нашу запись – звук оказался такой короткий и тихий, что разочаровал. Мишка сказал: а почему звук такой блестящий? Гениально подмечено, так только ребенок может сказать…
Изучив конверт для диска (диск настоящий) уже после выставки, дома, я поняла, что мы лопухнулись. Игрушку надо было разрушать последовательно на всех прессах, и должны были получить целую симфонию в целых 40 минут!! А получили «блестящий звук» долготой в три секунды… Обидно…
IMG_2379.JPG

Tags: 32 вопроса, Боуи, Гараж, Джон Кейдж, Парк Культуры, вдохновение, внук, впечатление, выставка, звук, инсталляции, мистерия, музыка, настроение, радость, размышления, совриск, стеб, январь 2015
Subscribe

  • Моё Измайлово...

    Май так богат на прекрасные события и даты! Третье – Всемирный день Солнца! (оно третьего было, частично). Десятое - Всемирный день перелётных Птиц!…

  • Деревенская летопись - 2001, ч.1 - июль

    Предисловие. Могут некоторые кадры повторяться в разных годах – значит, не уследила, хотя слайды были аккуратно разложены по коробочкам и подписаны.…

  • Сегодня в СДСе

    Сегодня мочит не по-деццки. Стеной. В перерыв, к вечеру, вышла пройтись, увидела подругу, тоже вышедшую пройтись – до СДСа, пошли вместе. Они уже…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments