lesnyanka (lesnyanka) wrote,
lesnyanka
lesnyanka

Categories:

Кто такой Стеларк?

В окончание репортажа о посещении Солянки в ноябре.
Ну, и внизу комната, сразу налево за стойкой. Там была композиция, посвящённая Стеларку. Рекомендую прочесть предваряющий текст, интересно.

IMG_6232.JPG

Постэволюция Стеларка: гибридизация против типизации, документальная выставка, кураторы Катя Крылова и Катя Умнова, инженерные решения – Дмитрий Якушев.
Новый документальный проект Solyanka VPA рассказывает о перформансах австралийского художника Стеларка. Предпочитая видеть искусственный интеллект и нанороботов частью личности человека, а не автономными хищниками, кумир трансгуманистов, инициатор создания лаборатории альтернативной анатомии в университете Кёртина (Перт, Австралия), Стеларк десятилетия редактирует собственное тело в попытке вписать «устаревшую» плоть в современную технологическую реальность. В последние несколько лет, в связи с беспрецедентным прогрессом науки, всерьёз обсуждается вероятность того, что в перспективе пары десятилетий не только тело, но и личность человека утратит всякое значение.
Не желая уступать свои позиции искусственному сверхчеловеку, если есть шанс стать им, Стеларк провоцирует растущий интерес со стороны сторонников технооптимизма – людей, приветствующих переход от носимых систем, корректирующих наши слабости, к миниатюрным биотехнологическим имплантам, от практики восполнения телесных несовершенств - к радикальному расширению физических и интеллектуальных способностей.
Оставшись единственным объективным субъектом исторического процесса, техника разбудила в людях множество комплексов, в том числе описанный немецко-еврейским философом Гюнтером Андерсом «стыд Прометея» - чувство собственной «недостаточности» перед лицом совершенных и неподконтрольных технологий. Охотно уступив машинам тяжелый физический труд, человек совсем не готов отпустить интеллектуальный.
Кажется, самый логичный выход – тотальная киборгизация. Но что, если экзокортекс приведёт в деградация биологического мозга, а доступные технологии бессмертия – к утрате ценностных ориентиров? Каким будет мир людей, непрерывно занимающихся собственным редизайном?
Стеларк не пытается размышлять об «эффекте калькулятора» или предсказывать будущее, но, остро ощущая архаичность тела в контексте ноосферы, решается пропустить технический прогресс через себя. Для наглядности – буквально на физическом уровне.
Реакцией на темп современной жизни и требование многозадачности стала экстра-рука – в 1980-е Стеларк спроектировал дополнительную механическую руку, которая подчинялась сигналам мышц живота и ноги. Художник жил с ней некоторое время: обедал, писал и даже пытался управлять машиной тремя руками сразу.
В 2003-м Стеларк построил шестиногий экзоскелет, используя пневматические актуаторы.
С середины нулевых команда биотехнологов и хирургов из разных университетов США проводит серию операций по выращиванию третьего уха на левом предплечье художника – имплант, слепленный из стволовых клеток, пока выглядит как кожаный барельеф. Но художник твёрдо намерен превратить его в настоящее ухо, оснащённое Wi-Fi и Bluetooth для связи с интернетом и собственным мозгом. Микрофон, вживлённый в имплант, позволит всем желающим «слышать» ухом Стеларка. А фидбек интернет-пользователей будет поступать сразу в мозг, минуя не такие надёжные каналы – родные глаза и уши.
Страх пожизненного заключения в старомодном теле, перспектива непреодолимого функционального аутсайдерства побуждает новые эксперименты художника над архитектурой человека. Реанимируя морально устаревший организм, Стеларк воплощает кибер-утопию Донны Харауэй – эпоху постгендерного, постклассового, пострасового мира гибридных организмов, бесконечно редактирующих собственную физиологию.
Авторская гибридность – флагманский принцип личных усовершенствований Стеларка – сделает невозможным любые попытки классификации и типизации людей по критериям расы, возраста, IQ и другим параметрам, отменит естественную идентификацию в пользу безграничной свободы самоопределения.
Тема симбиоза людей и технологий – поле самых горячих споров футурологов и биотехнологов на ближайшие десять лет. К этому полю будут подключаться защитники прав человека и религиозные фундаменталисты, психологи и историки, но в одном им не удастся поспорить со Стеларком – технический прогресс уже не остановить».

IMG_6231.JPG

А он не так уж прост, этот Стелларк! И весьма, весьма продвинут! Хотя это еще только такие первые шажки – младенец в своих поползновениях продвинутее. Это фантасты напридумывали, уйдя в придумках в заоблачные дали, вплоть до перехода человека в иную космическую субстанцию, а пока… все мы смертны, все мы болеем гриппом и т.д.
«Стеларк, 1946, Мельбурн, Австралия, художник, теоретик, исследователь, живёт и работает в Перте, Австралия. Стеларк работает на стуке различных направлений современного искусства, включая перформанс, музыку, визуальные искусства, компьютерную графику. Специализируется на использовании новейших технологий, уделяя особое внимание достижениям робототехники, разработкам в области искусственного интеллекта, виртуальной реальности и генной инженерии. Самые известные проекты Стеларка включают серии экспериментов над собственным телом:
Filming the inside of the body 1973-75, Third hand project 1976-81, Industrial robot arms 1991-94, Exoskeleton 1998, Hexapod 2002, The third ear 2003, Prosthetic head 2003, и другие.
Начав в конце 60-х с экстремальных опытов над собственным телом (публичные хирургические операции, гастроскопия, подвешивание тела на крюках и тросах), в конце 80-х художник перешел к интерпретации человеческого тела как расширенной индивидуальности – биотехнологической структуры, включающей протезы, коммуникационные импланты и другие инструменты персональной эволюции.
Персональные выставки и перформансы художника происходили в Австралии, США, Японии и Европе. С 1976 года Стеларк регулярно читает лекции на тему эволюционизма и человеко-машинных систем в различных университетах мира, является лауреатом многочисленных грантов и премий в области современного искусства. В 1996 году Стеларк стал почётным профессором искусства и робототехники в университете Карнеги в Питсбурге, в 2002 году получил степень доктора юридических наук в университете Монаша в Мельбурне. В 2010-м был удостоен приза на выставке Ars Electronica. В 2015-м получил грант от австралийского совета по молодому и экспериментальному искусству. В 2016-м – почётную докторскую степень в Ионическом университете Корфу.
В настоящее время Стеларк является почётным научным сотрудником Школы искусств и дизайна в университете имени Джона Кёртина. Его работы представляет галерея Scott Livesey в Мельбурне».
Вот так вот научный совриск оценивается!

IMG_6227.JPG

Этот чудак, или чудик – особая статья. Своего рода «романтик» и «мечтатель», если можно так назвать человека, мечтающего о совершенствовании тела через новейшие технологии, через киборгизацию, ибо нынешнее, несовершенное человеческое тело устарело и катастрофически отстаёт от технологического прогресса. Впрочем, он не одинок. Таких «киборгов» - армия. И не все из них безбашенны – многие «вынужденно киборгизированы»: потеряли руку ногу, глаз – и восстановили их искусственно с помощью новейших технологий.

IMG_6228.JPG

IMG_6229.JPG

Как сейчас называют подобных художников, завзятый «акционист». Но концептуальный.

IMG_6218.JPG

IMG_6219.JPG

IMG_6241.JPG

IMG_6242.JPG

Впрочем, «подвешивание» практикуют не только сумасшедшие художники, но и обычные люди ради острых ощущений. Это популярно на ТАТУ-фестах – Ксюша их ранее посещала и потому знает, видела.

IMG_6217.JPG

Не знаю, художник ли акционист – вообще и в частности? Небезызвестный Пётр Павленский, например. И художник ли акционист, если он использует в качестве основы собственное тело, буквально издевательство над самим собой – но не абы как, а с философской подоплёкой, исследуя возможности своего тела и своей психики. Об этом можно много спорить. Если кому охота, добро пожаловать. В своё время я на Пенсионерии много писала о потрясающей женщина Марине Абрамович, одной из родоначальниц перформанса, её еще называют «бабушкой перформанса», которой искренне восхищалась и продолжаю восхищаться.
Марина Абрамович: «У меня есть теория: чем хуже у тебя детство, тем лучше твоё искусство — если ты по-настоящему счастлив, то у тебя не получится создать хорошее произведение».
Не знаю насчёт детства, но абсолютно благополучный и счастливый человек, без ярких переживаний всех категорий, без постоянной внутренней борьбы, точно хорошо не напишет…

IMG_6216.JPG

IMG_6224.JPG

Третья роботизированная рука Стеларка.

IMG_6220.JPG

Третье ухо Стеларка. Пока оно «для красоты», но он надеется сделать его «действующим».

IMG_6222.JPG

Не могу сказать, поразил меня Стеларк или нет. Пока он мне кажется фанатом, пытающимся предвосхитить будущее, но в своём собственном представлении. На Солянке представлена одна комната с фотографиями, схемами, образцами микросхем и кибер-деталями.

IMG_6221.JPG

IMG_6223.JPG

IMG_6230.JPG

IMG_6225.JPG

IMG_6226.JPG

IMG_6235.JPG

IMG_6240.JPG

IMG_6236.JPG

В будущем планируется новое приглашение Стеларка, который пока не смог приехать.
Прошу извинить, что поленилась перевести все фото в тексты, но они вполне читаемы. Много не снимала, рассчитываю попасть на последующую выставку – если она не выпадет на лето, конечно.

IMG_6237.JPG

IMG_6238.JPG

IMG_6239.JPG

Я возвращалась, по вонючей, загазованной, моросящей, грязной Москве. Буквально, выхожу на Первомайской, еще полная впечатлений, и окунаюсь в густой суп из выхлопов. Пожалуй, я бы не отказалась от некоторой доли киборгизации, чтобы вдыхание смога не убивало меня.
А каково вам, мои родные, в своём старомодном теле? Не изволите ли желать новшеств?
Tags: выставка, галерея на Солянке, ноябрь 2017, совриск
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments